Владиславу Тетерину со
всей страны приходят письма от больных детей. Многим он буквально дает вторую
жизнь. При этом Тетерин не врач. Он — пианист.
ВПРОЧЕМ, сейчас он уже не играет,
хотя в свое время с отличием закончил Московскую консерваторию, много
гастролировал, дал более тысячи концертов. Из них только в Японии — 169.
Именно в Стране восходящего солнца в 1996 г. на одном из благотворительных
выступлений и началась эта история.
«Я придумал, как
вернуть детям-инвалидам улыбку»
ХОТЯ начать можно было бы и с другой даты. Судьба как будто проверяла его на
прочность, прежде чем призвать к делу, ради которого музыкант однажды
навсегда закроет рояль. 19 лет назад в семье пианиста родился мальчик —
второй, долгожданный, но больной ребенок. Врачи упорно советовали Елене и
Владиславу отказаться от сына. «Нам говорили, что мы на всю жизнь становимся
пациентами, — вспоминает Тетерин. — Но для нас оставить его было немыслимо».
Родители и сестра окружили Колю любовью, и только в 14 лет он осознал, что
выглядит не так, как остальные, что он — инвалид.
От рождения сына до
судьбоносного концерта в Японии прошло девять лет. В тот день Тетерин должен
был играть в приюте для детей-инвалидов. Он вспоминает, как поразил его своим
богатством этот лечебный комплекс, расположенный в горах: два бассейна с
позолоченными ручками лестниц, пруды с цветными карпами, 800 педагогов и… 800
детей с глубоко несчастными глазами. «И эти глаза настолько меня потрясли, —
говорит Владислав, — что я не смог даже ответить на благодарственные слова
директора — разрыдался. Это были взгляды людей, которым ничего не светит в
жизни, — с моим сыном не сравнить! Теперь я уже знаю, что в любой стране
мира, даже самой цивилизованной — а мне пришлось изучить опыт Норвегии,
Швеции, Швейцарии, Японии, США, — к детям-инвалидам относятся безразлично.
Да, там у них есть бассейны с золотыми ручками, но что толку?»
После концерта выступали
сами дети. Под очень плохой аккомпанемент они пели для гостя из России
заунывную японскую народную песню. «Они ненавидели и эту песню, и меня. И тут
я придумал то, что перевернуло мою жизнь. Я сказал: давайте попробуем сделать
это не только для детей, но вместе с ними. Мы достали сборник популярных
японских песен, и они дали настоящий концерт! Тогда я и представить не мог,
во что выльется эта идея».
Вернувшись в Россию,
Тетерин начал по всей стране и за рубежом искать талантливых больных детей.
Он решил, что, учась музыке, они могут и должны несколько раз в год выступать
на одной сцене вместе с великими музыкантами. Так появился благотворительный
фонд «Мир искусства».
С тех самых пор каждый
вечер Владислав Тетерин включает видеомагнитофон и просматривает кассеты,
которые ему присылают со всей страны. На этих записях больные дети поют,
играют на музыкальных инструментах. Он никому не доверяет эту работу:
«Посмотришь на ночь, а потом не можешь уснуть без снотворного. Во всех
странах, не только в России — абсолютно везде, эти малыши никому не нужны,
кроме своих родителей. Почему на музыкальном олимпе только трое инвалидов:
слепой тенор Андреа Бочелли, великий бас-баритон Томас Квастхофф, которого
из-за физических дефектов в детстве пытались сдать в психушку, и безногий
скрипач Ицхак Перлман? Потому что очень редко бывает так, что талантливого,
но больного человека кто-то заметит и ему поможет».
Олегу Аккуратову повезло.
В 1997 году кто-то из его учителей прислал Тетерину кассету, на которой
больной мальчик безошибочно повторял на пианино услышанную мелодию.
Абсолютный слух, гениальная память и тотальная слепота! С этого момента жизнь
Олега изменилась. Из интерната для инвалидов, находящегося в 30 км от Армавира, он
переехал в город, начал учиться в специализированной школе для слепых,
заниматься музыкой и вскоре приехал в Москву на мастер-класс. С ним было
нелегко. «Уймите вашего ребенка!» — по ночам Тетерина срочно вызывала
администрация гостиницы, в которой поселили Олега. Погруженный в темноту, он
бродил по лестничным пролетам и выл по несколько часов кряду, словно волк. Но
уже вскоре мальчик выступал в Большом зале Московской консерватории вместе с
Монтсеррат Кабалье. В 2002 году он пел перед Папой Римским, еще через год
победил на международном и всероссийском конкурсах пианистов. Произошли и
другие чудеса — объявились некогда потерянные родственники, душевная болезнь
отступила, и Олег больше не кричит по ночам от одиночества.
Настя Виноградова в свои
18 лет — основной кормилец в семье. В детстве ее растила одна мама, теперь
она больна, и Настя взяла на себя все ее заботы. Когда-то, маленькой
девочкой, она мечтала стать балериной, но в 10 лет пуанты ей заменила
инвалидная коляска. Почему возникло такое редкое заболевание, при котором
постепенно атрофируются мышцы, врачи Насте так и не объяснили. Но знакомство
с Тетериным помогло понять, что важнее физической сила духа.
Концерт для
президента
УЧЕБА — то, что большинству детей с проблемами развития совершенно
недоступно. Очень часто внешнее отклонение от нормы педагоги приравнивают к
умственному и просто отказывают в приеме в вуз или даже школу. Олег Ройкин из
Иркутска всю жизнь жил в интернате для необучаемых детей. А Владислав Тетерин
называет его гениальным. После того как в Москве Олег выступил перед
президентом Путиным, мальчика перевели в интернат для талантливых детей.
У Юли Пак — сколиоз второй
степени, который нельзя оперировать из-за врожденного порока сердца. Но,
когда девушка берет верхние ноты, микрофоны дают сбой. Сейчас Юля учится в
Москве в эстрадно-джазовом училище, куда поступила, выдержав жесткий конкурс.
Конечно, не все подопечные фонда становятся профессиональными музыкантами —
кто-то начинает изучать иностранные языки, кто-то, как Тимофей Каракулов из
Томской области, учится на юриста, а другие просто выходят на улицу — и это
для них самый большой подвиг.
В 2002 году после концерта
в Риме, на котором присутствовал Папа Римский Иоанн Павел II, Владислав
Тетерин от огромного напряжения и волнения на 18 часов потерял сознание. Его
лечил личный доктор Папы. «Я за вами наблюдаю уже не первые сутки, — сказал
врач. — Только в учебниках я читал, что абсолютно здоровый человек может
внезапно умереть из-за чувства ответственности. Нельзя ли относиться к этому
проще?»
Проще не получается. Самым
сложным для бывшего пианиста долгое время был вопрос: «А что дальше?» Смолкли
аплодисменты, закрылся занавес, и дети вернулись из столицы в свои интернаты.
Ответить на этот вопрос пришлось своей карьерой. Вот уже лет шесть бывший
пианист Тетерин вообще не подходит к роялю: «Теперь я могу сказать, что жизнь
моя состоялась, ничем другим я не хочу и не буду заниматься. Зато дети точно
знают адрес, где им обязательно помогут».
Полина МОЛОТКОВА
http://gazeta.aif.ru/
ЧТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ
СЧАСТЬЯ?
Владислав Тетерин не
только одаренный музыкант, но и человек с щедрой душой и большим добрым
сердцем. Настолько большим, что однажды он отказался от уже состоявшейся
карьеры знаменитого пианиста и посвятил себя детям. Не простым детям, а тем,
кого судьба не наделила здоровьем. Но, отняв одно, она преподносит им что-то
иное… КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?
…Дети-инвалиды пели для меня под скверный аккомпанемент долгую заунывную
японскую песню. Я был тронут, но видел, что они меня ненавидят. За то, что
из-за меня их полгода мурыжили… Нужно было что-то сделать. Но что? Тут я
вспомнил, что в каждом японском доме есть сборники народных песен, и все дети
их знают. Попросил принести такой сборник и сел за стоявший на сцене рояль. И
произошло чудо. Мы с детьми закатили такой концерт, что зрители сидели с
раскрытыми ртами. В тот день моя жизнь круто изменилась...
Он был богат, знаменит, востребован. Что еще нужно человеку для счастья? Кому
– что. А великолепному пианисту еще хотелось видеть счастливыми других.
Это была японская школа для детей-инвалидов. В России, к сожалению, таких
школ я не видел. Богатейший детский комплекс – с тренажерными залами,
бассейном с позолоченными ручками, зимним садом. На 800 детей – 800
педагогов. Меня попросили выступить в нем, но я никак не представлял, что
меня здесь ждет. Зрителей в зал буквально вносили: кого на колясках, кого на
кроватях. Я вышел на сцену, и от увиденного на глаза навернулись слезы.
Пришлось взять себя в руки. Мое ощущение: я играл так, как никогда в своей
жизни не играл.
И лишь сойдя со сцены, он разрыдался…Концерт в японской школе для больных
детей заставил Тетерина задуматься о судьбе детей-инвалидов. Он стал
интересоваться, как живется детям, обреченным всю жизнь провести в коляске
или ходить, постукивая перед собой палочкой.
Я бывал в разных странах, в том числе и в таких благополучных, как Швеция,
Швейцария, Норвегия, Англия. Там детям-инвалидам созданы замечательные
условия. Они спят на хороших кроватях, отлично питаются, у них хорошие
пенсии. Такие, что один член семьи может всю жизнь не работать, а заниматься
только своим больным ребенком. Но итог жизни ребенка-инвалида везде печально
одинаков. Даже если его не бросят (в России бросают чаще всего: отец
ломается, а одна мать не в силах вынести все испытания), ребенок остается
один.
И вот я подумал: в мире 70-80 великих музыкантов. Инвалидов из них трое.
Статистически должно быть больше, потому что инвалидов по отношению к
здоровым людям 10-15%. Стало быть, великих музыкантов-инвалидов должно быть
не трое, а восемь-десять. Что случилось с теми семерыми, возможно, гениями,
которых мы не знаем? А случилось страшное – им никто не помог. Если больной
ребенок талантлив – для него это трагедия. Знаю, талантливому человеку нельзя
быть нереализованным, иначе талант разорвет его на части.
Тогда я подумал, что надо найти музыкально одаренных ребят и попробовать
вырастить из них профессиональных музыкантов. В том, что такие таланты среди
детей-инвалидов есть, я уже не сомневался.
За мыслью последовало дело. Действительно, детей с музыкальным слухом и желанием
заниматься музыкой было немало. Перед Тетериным, далеким от педагогики,
встала непростая задача воспитания и обучения музыкальной грамоте, игре на
фортепьяно, вокалу маленьких учеников, от рождения страдающих неизлечимыми
болезнями. Он принял, наверное, единственно правильное решение: положиться на
собственный опыт и интуицию, а еще – показывать им пример, как нужно
работать, с какой самоотдачей.
Сам я в детстве занимался музыкой по восемь-десять часов ежедневно. Привык
тщательно работать за фортепьяно, так же тщательно буду выполнять любую
работу, и если вдруг придется работать дворником, мой двор будет самым чистым
в городе. Конечно, десятичасовой рабочий день многим моим подопечным был не
под силу. Но и жалость, сострадание к ним, переполнявшие меня, были не
лучшими помощниками. Я должен был научить их главному – работать, быть
профессионалами в своем деле, ставить перед собой цель и идти к ней. И
поэтому должен быть к ним строг, не допускать снисходительности. Дети очень
чувствуют ее, и она их обижает. Я им не рыбку даю, заставляю удить самим.
Задумывался и о том, что ждет моих учеников в будущем. Понял: если талант их
получит признание, они не пропадут. Их музыка придет к слушателям через
компакт-диски.
С того памятного концерта в японской школе для детей-инвалидов прошло десять
лет. За это время Владиславу Тетерину удалось не только сделать из нескольких
детей-инвалидов музыкантов, но и создать фонд «Мир искусства», филиалы
которого есть по всей стране. И во всех работают его дети. А слава у них уже
мировая.
Во время визита В. Путина в Великобританию мы дали большой концерт в замке
Ротшильда. Папа Римский прикоснулся к каждому ребенку. (Там было такое
напряжение, что Тетерин на несколько часов потерял сознание! – ред.) Мы
проехали с концертами почти всю Россию. Были в Иркутске, Хабаровске,
Владивостоке. И везде люди знали – халтуры не будет.
Были у нас десятидневные гастроли в российских городах. Выступали в Туле,
Смоленске, Вологде, Чите, Красном, Новосибирске, закончили гастроли в
Санкт-Петербурге. На Дворцовой площади, вмещающей 70 тысяч человек, дали
восемь концертов.
А после этого арендовали теплоход. На нем были только великие артисты Гранд
Опера и наши дети на колясках. И в каждом городе, мимо которого проплывали,
наши афиши. А на корабле репетировали, давали домашние концерты. Одно дело
сцена и другое – вот здесь, почти дома.
Это были потрясающие концерты! Дети музыкой выворачивали души всем пассажирам
корабля.
Владислав Тетерин сделал невероятное – он помог тяжелобольным детям, многих
из которых бросили родители, найти себя в жизни, сурово обошедшейся с ними с
самого рождения.
Вот один из моих учеников. Олег Аккуратов. Он жил в музыкальном интернате под
Армавиром. Когда я познакомился с ним, ему не было семи лет. Слепой и
отстающий в развитии мальчик, брошенный родителями (сейчас они вернулись к
нему), Олег стал заниматься с лучшими педагогами. И что теперь? Он победил в
Германии как классический пианист. В прошлом году выиграл конкурс в России
как джазовый пианист. Выступал с концертами в Санкт-Петербурге, Москве. В
Лондоне с великим музыкантом Д. Дорелли. Где это видано? Мировая премьера для
мировой звезды с четырнадцатилетним слепым мальчиком! Сейчас планируем вместе
с Элтоном Джоном записать компакт-диск. Это огромный труд. Если он не пугает
родителей, можно добиться феноменальных результатов.
Лена Гагарина, тяжелая колясочница. Я взял ее в поездку в Великобританию. А
ведь до десяти лет она ни разу не выезжала даже в свой двор. Боялась людей,
стеснялась. А что сейчас выделывает! Правда, перед поездкой в Великобританию
сильно волновалась. Я ей говорю: «Ты же так хорошо пела на корабле». Она
отвечает: «А я еще лучше могу». – «Ну, ты наглая!», - не выдержал я.
Мы уже боремся со звездной болезнью у людей, которые еще вчера никому не нужны
были. Даже собственным родителям! А как только человек понимает, что он может
все – он окрыляется. Залогом востребованности моих воспитанников являются
способности, трудолюбие, усердие плюс сознание, что ничего другого не дано.
У Тетерина большие планы. Он чувствует поддержку умных, благородных людей со
всего света. В первую очередь, со стороны своих коллег по искусству. С его
воспитанниками охотно выступают Спиваков, Темирканов, Монтсерат Кабалье,
Хворостовский. Можно только представить, что это такое – выйти на сцену
вместе с такими выдающимися исполнителями. Владислава Тетерина поддержал и
Майкл Нобель.
Сейчас в планах Тетерина благотворительный концерт по ТВ. Суть его в том, что
поочередно включается новый город, в котором поют таланты, а на экране
указывается личный банковский счет каждого ребенка. Люди могут пожертвовать
любому ребенку любую сумму..
Если мне удастся уговорить Добродеева – получится грандиозно. Это будет
прямой телемарафон, все поймут, что дети-инвалиды способны творить чудеса.
Сделаны десятиминутные фильмы о каждом нашем ребенке. Если миллион наших
сердобольных граждан пришлют по десять рублей, это будет заработок детей.
Тетерин из тех, кто творит добро не словами, а тяжелым, напряженным делом.
Увы, таких у нас еще очень мало. В отличие от чинуш и политиков,
разглагольствующих о том, как тяжело живется сиротам и больным детям в
России. Ну, а что самому-то Тетерину от его благородства?
Может быть, я самый счастливый человек. Я могу то, что не под силу ни
родителям, ни педагогам. Много-много детей, чьи таланты запрятаны глубоко,
скрываются за тяжелой болезнью. Эти таланты надо найти, развить. Когда мне
это удается, я чувствую себя счастливым человеком. Ведь инвалидам в России
все двери закрыты – в прямом и переносном смысле. Если кто-то из них получает
высшее образование – ему надо ставить памятник. И даже одна раскрывшаяся с
моей помощью душа многого стоит!
…Ребенок должен быть счастлив, а этот слепой мальчик в гостинице раскачивался
целыми днями, как маятник, и… выл. Гостиничный персонал разбегался от него.
Постояльцев из соседних номеров переводили на другой этаж. Мальчик выл, когда
его одевали в белую рубашку, везли в автобусе, вели по коридорам, помогали
взойти на сцену, и там… Мальчик садился за рояль, и вдруг звучала божественная
музыка, а на лице его появлялось настоящее счастье… Он творил…
На приеме президента США Джорджа Буша стоит очередь из желающих сказать пару
слов, а президент уже пятнадцать минут слушает пианиста Тетерина, который
предлагает ему собрать со всех штатов талантливых больных детей и спеть с
ними. Президенту эта идея нравится даже больше, чем выступить перед морскими
пехотинцами на военной базе.
* На Соборной
площади Кремля с оркестром и хором, с колоколами Ивана Великого Монсерат
Кабалье и больные дети поют, а перед сценой руководители города впервые чуть
не плачут, а не просто отсиживают концерт классической музыки как
протокольное мероприятие.
* Концерты,
организованные Тетериным, поддерживают Патриарх всея Руси и Папа Римский.
Вместе! Отыграв концерт, дети знают, что будет и другой концерт, и третий, и
в Ватикане, и у английской королевы, и с Доминго, и с Бартоли. Наконец-то эти
дети знают, что их не бросят. Они счастливы – гении внимательны, а государи
добры и искренни. Дарья Шейдина, Фонд В. ТЕТЕРИНА.
См. также:
Благотворительный фонд"Мир искусства"учит детей-инвалидов музыке. Так, слепой
мальчик из Армавира Олег Аккуратов получил возможность учиться в Королевской
академии музыки в Лондоне. |